|
Внимание! Использование данных статей в коммерческих целях ЗАПРЕЩЕНО.
Статья №1. «Право руля» ( статья
опубликованная в газете «Городская неделя» от 7 декабря 2005 года.)
Праворульные автомобили становятся все более популярными в Казахстане:
ежемесячно наши соотечественники покупают около шести тысяч "японок".
Слухи же о запрете на праворульные легковушки не имеют под собой никаких
реальных оснований. Есть старая шоферская присказка: лучшие
казахстанские автомобили делаются в Японии. Число приверженцев
праворульных "японок" в Казахстане с каждым годом увеличивается.
Популярность "самураев" обусловлена целым рядом существенных
преимуществ. Прежде всего, правый руль - признак неоспоримого японского
качества. Известно, что праворульные машины японской сборки намного
лучше (и к тому же дешевле) своих леворульных аналогов. Я понцы
стараются для себя: автомобили, предназначенные для внутреннего рынка,
традиционно превосходят по качеству машины, выпускающиеся для Европы.
Еще один неоспоримый плюс, особенно касающийся подержанных "самураев", -
это доступная цена. Такая дешевизна обусловлена особенностями японского
законодательства: жителю страны Восходящего солнца выгоднее продать свою
трех-, пяти-, семилетнюю машину и купить новую, нежели платить огромные
суммы за прохождение последующего техосмотра. У казахстанцев, скопивших
4-6 тысяч долларов, есть выбор: либо приобрести на эти деньги автомобиль
"мейд ин Ближнее зарубежье" (зачастую с дизайном 70-х и технологиями
50-х годов) и начать ремонт машины уже в день покупки; либо купить
видавшую виды и исколлесившую пол-Европы германскую иномарку 15-летней
давности; либо остановить выбор на праворульной "японке" с богатой
комплектацией и небольшим пробегом. Япония страна маленькая, поэтому за
несколько лет автомобиль успевает "накатать" не более 60-100 тысяч
километров. При этом стоит учитывать идеальное качество японских дорог,
благодоря которому автомобиль сохраняется в отличном состоянии. Впрочем,
и на наших бугристо-каменистых "хайвеях" выносливые праворульные
"самураи" чувствуют себя вполне уверенно. Надежность "японок" уже давно
и по достоинству оценили в соседней России, где дороги, как известно,
являются одной из двух главных национальных проблем. По статистике,
сегодня каждый третий россиянин ездит на праворульной машине. А на
Дальнем Востоке на "самураев" пересели 95% населения, включая и
начальство местной автоинспекции. В этой связи все розговоры о якобы
повышенной аварийности японских машин представляются беспочвенными. Если
бы подобные высказывания соответствовали истине, то Дальний Восток по
количеству ДТП должен был бы оказаться впереди планеты всей. Между тем,
показатели аварийности в этом регионе нисколько не превышают
соответствующие показатели в любом другом районе России. Между тем,
именно в Российской Федерации периодически возникают дискуссии по поводу
возможного запрета на праворульные машины. По мнению экспертов, основная
причина подобных споров заключается в том, что качественные и недорогие
"японки" составляют серьезную конкуренцию продукции российских
автомобильных холдингов. Однако потребители уже давно разобрались, что
хорошо и что плохо. Каждый раз, когда российские власти поднимают вопрос
о запрете праворульных автомобилей, по всей стране проходят массовые
акции протеста. Тысячи праворульных машин с оранжевыми ленточками и
зажженными фарами выезжают на улицы крупных городов. Водители выражают
свое отношение к возможному запрету, помещая под лобовое стекло машины
лозунги: "Не мешайте лучше жить", "Наше дело правое" и "Хороший руль
левым не назовут". Один из депутатов Госдумы выразился по этому поводу
очень афористично: "Запретить правый руль можно, но только ценой
отделения от России Дальнего Востока". Очень, подобная перспектива
никого не прельстила, и разговоры о запрете постепенно сошли на нет. В
Казахстане отдельные чиновники также предлагали ввести ограничения на
ввоз праворульных машин, однако подобные инициативы не встретили
одобрения автолюбителей. Правительство, в свою очередь, также не
торопиться принимать необдуманных решений: ведь Казахстан, как известно,
собирается свтупить в ВТО - а запретительные меры могут осложнить
процесс вступления. Кроме того, учитывается и экономический фактор: при
ввозе японских автомобилей дилеры платят государству солидные суммы в
виде пошлин и налогов; поэтому нужны очень веские основания, чтобы
ликвидировать такую важную статью доходной части бюджета. Главный
аргумент сторонников запрета - это забота о безопасности на дорогах.
Однако даже начинающему водителю ясно, что причиной любого ДТП является
является отнюдь не расположение руля - а низкая квалификация,
неопытность и беспечность того, кто за этим рулем сидит. Основная
претензия скептиков- ограничение обзора с места водителя при обгоне
впереди идущего автомобиля. Против этого есть очень простое средство -
надо ездить по своей полосе, а не по встречной! Водителю, соблюдающему
правила движения, не грозит мифическая "повышенная аварийность" японских
машин. Кстати, именно "японцы" считаются наиболее безопасными при
лобовом столкновении. Праворульные машины сконструированы с учетом
результатов краштестов и в большинстве своем оборудованы подушками
безопасности и антиблокировочными тормозными системами. Еще один
существенный фактор, способствующий популярности "японок" - это их
комфортность. Почти все праворульные автомобили снабжены кондиционером и
автомотической коробкой передач. Оптимальное соотношение цены и качества
- главная причина того, что многие казахстанские водители пересаживаются
"слева направо". Только в сентябре нынешнего года наши соотечественники
приобрели около 6000 японских праворульных машин.
Статья №2.
Цена автомобиля не зависит от положения
руля, так как технологически одинаково делать ту или другую машину. Цена
зависит от места приобретения и удаленности от места изготовления. Ну и
от готовности рынка.
Сидя в Москве и не видя дальше Садового кольца или даже МКАД (а
некоторым все очевидно не видя дальше забора Кремля) кажется очевидным,
что руль в России должен быть слева. Но во Владивостоке совершенно иная
ситуация - тоже все очевидно, но по другому.
Просто во Владивостоке предложение машин очень велико из-за того, что
Япония рядом и автомобилизация там гораздо выше чем в России, а также и
уровень жизни. Большое предложение рождает низкие цены.
В Москве же действуют другие законы. Машины там идут из Германии, но по
дороге и в округе Оной есть ряд развивающихся стран вроде России, где
требуются старые автомобили в большом количестве. Вот и спрос гораздо
выше чем на востоке России, отсюда и цена на всех этапах, от хозяина к
старьевщику, от него к перегонщику, и от него к россиянину.
Мысль о том что левый руль гораздо круче правого появилась как раз
стараниями продавцов леворулек типа Жигули, Волга, Москвич. Не умея
делать хорошие машины эти господа умеют насаждать и мысли и законы.
Во Владивостоке тоже имеются свои перегибы, например считается круто
трястись на джипе по городу. (Вспомните, в джинсовых костюмах ходили в
ресторан). Поэтому и цены на джипы задрались в заоблачные высоты.
Аналогичный перегиб - считается, что самая надежная машина это Тойота!!
Хотя на самом деле они ломаются больше даже чем Ниссаны. Просто она
самая дешевая в Японии.
В Москве муссируется довод, что дескать с левым рулем гораздо легче
обгонять фуры на узкой дороге. Здесь тоже просто теоретические
измышления. Я видел три фильма, в которых водитель фуры показывая рукой
что можно ехать задним автомобилям и посылал их на верную гибель, этот
практический пример показывает, что левый руль не помогает при обгоне
фур. На правом же удобнее, высунуться вправо и просмотреть дорогу
впереди и никто в этот момент не выскочит тебе в морду.
Таких догм было много в нашей истории - и генетика лженаука и
кибернетика тоже, до сих пор бы проводили яровизацию всей страны,
коммунизм учение будущего, хотя на самом деле является лишь
разновидностью фашизма.
Все названия стран, городов, марок машин вымышлены. Сходства в названиях
некоторых стран и городов являются случайными, я не хотел никого обидеть
и разжечь мировую революцию. А также если вы узнали вдруг себя в
некоторых персонажах не говорите никому - может не заметят... Эти
совпадения тоже случайные.
Вкратце можно подытожить. Правый руль лучше, потому что:
Справа лучше выходить на чистый тротуар, а не под колеса других
автомобилей. Ведь в основном по городу ездишь в одиночку. Представьте вы
приехали в театр, на улице грязь.
Разговаривать с девушками, пассажирами, ГИБДД - шниками и спрашивать
дорогу гораздо удобнее.
Место справа безопаснее при лобовом столкновении.
Машина с правым рулем стоит дешевле, причем в гораздо лучшем состоянии и
комплектации.
Нет мертвой зоны справа от водителя. Это практически исключает один из
вариантов "подставы" когда сзади и сзади-справа идут две машины, та
которая сзади сигналя фарами просит уступить дорогу и когда вы
перестраиваетесь вправо вторая подставляет для легкого касания свой бок.
Легче обгонять на узких дорогах. Всегда безопаснее высунуться вправо и
посмотреть ситуацию впереди, а потом обогнать слева. При левом руле же
высовываться надо влево, вот тут то и может навстречу выскочить
автомобиль. На самом деле конечно удобство езды на узких дорогах зависит
от того сколько правых или левых изгибов дороги. При левых изгибах
удобнее левый руль, а при правых правый.
Статья №3. Почему люди вообще покупают "праворульные"
машины для езды по дорогам с левосторонним движением?
Какое-то время назад наши моряки, по роду службы бывавшие в Японии,
стали привозить на Родину автомобили японского производства - "Тойоты",
"Ниссаны", "Хонды", "Мицубиси" и др. Эти машины удивляли многим:
во-первых, невиданной надежностью и качеством сборки - они не
"сыпались", не требовали переборки и без проблем жили у своих новых
хозяев годами, спокойно " кушая" и наше сомнительное топливо, и
разъезжая по ужасным дальне восточным дорогам;
во-вторых, всех поражала комплектация "японок": на каждой - кондиционер
и гидроусилитель руля, на двух из трех - автоматическая коробка передач,
полный электропакет, плюс десятки полезных мелочей, о существовании
которых российские автолюбители и не подозревали. Да и чего еще, кроме
такого "полного фарша", можно было ожидать от Японии - технологического
рая на Земле?
в-третьих, стоили эти машины тоже не как все иномарки - иногда за цену
новых "Жигулей" можно было купить две, а то и три свеженьких японских
машины, каждая из которых по своем у техническому уровню, качеству и
оснащению и рядом не стоит с недалекими потомками "Фиата" 60-х годов.
В итоге очень скоро "япономарки" заполонили Дальний Восток целиком.
Число их в Приморье умножалось с каждым годом, и вот уже Владивосток из
за крытого портового города на окраине империи становится одной из авто
мобильных столиц России, по числу машин на 1000 человек догоняя Москву и
Тольятти.
Символом же всей этой авто-экспансии стал "правый руль". Да, именно эта
отличительная особенность японских машин надолго стала предметом споров,
гордости и презрения среди автомобилистов России.
Те из них, для кого расположение "баранки" (всего лишь плюс-минус метр в
ту или д ругую сторону!) не является самоцелью, проблему "правого руля"
просто не принимают всерьез. Сотни тысяч людей на просторах нашей
Отчизны уже давно полюбили недорогие, практичные и выносливые японские
авто. Недаром красноречиво говорят, что тот, кто поездил на "японке" с
"правым рулём", налево уже не пересядет никогда.
Каковы объективные плюсы "правого руля" в России?
1. Правостороннее расположение руля на японской машине - общепризнанный
знак качества и надежности автомобиля.
2. Водитель выходит из машины на тротуар, а не на проезжую часть.
3. При лобовом столкновении "праворульная" машина безопаснее.
4. Нестандартное видение дороги располагает к более спокойной и
безаварийной езде.
5. В России, за исключением дальневосточных регионов, праворульные
машины практически не угоняют.
Каковы объективные минусы "правого руля" в России?
1. Затруднен обгон с выездом на встречную полосу.
2. Настороженное отношение большинства населения.
Тяжело ли пересаживаться "направо", если есть опыт езды на
леворульной машине?
Отнюдь. Привыкание занимает от получаса до одной недели и состоит в
привыкании сначала к органам управления, расположенным наоборот (поворотники
- справа, дворники - слева от руля, педали - как и на европейских авто),
а затем - к габаритам машины, что естественно при любой смене
автомобиля. Разумеется, небольшая тренировка, к примеру, на площадке
автошколы, максимально ускорит процесс адаптации.
Если вы планируете попеременно сочетать вождение на "право-" и "леворульных"
машинах, то и это вполне возможно. Просто не теряйте бдительности и не
зацикливайтесь на приёмах вождения, характерных лишь для "одной из
сторон".
Почему японские машины с "правым" рулем без пробега по России стоят
относительно недорого?
В первую очередь, это обусловлено особенностями налогового
законодательства родины этих автомобилей - Японии. Если не углубляться в
его тонкости, скажу лишь, что японцу выгоднее продать свою трёх-, пяти-,
семилетнюю и так далее машину, нежели платить огромные сб оры за
прохождение последующего техосмотра. Плюс падение цены автомобиля на
рынке в зависимости от его возраста, которое быстро достигает немыслимых
значений:
новый 100%,
1 год 90%,
2 года 80%,
3 года 61%,
4 года 40%,
5 лет 29%,
6 лет 20%,
7 лет 12%,
8 лет 8%,
9 лет 3%.
Поэтому автовладельцы из Страны восходящего солнца и продают недорого
свои еще прекрасно сохранившиеся авто "на экспорт". И даже с таможенными
пошлинами их цена в России получается весьма привлекательной.
Среди противников "праворульных машин" бытует мнение, что привезенные из
Японии машины есть не что иное, как хлам, собранный с автомобильных
свалок. Разумеется, такие случаи почти невозможны. Однако возможный
источник этих слухов проследить несложно.
Дело в том, что фирмы, торгующие в Японии подержанными автомобилями для
вывоза из страны, зачастую оценивают состояние каждого конкретного
экземпляра по пятибалльной шкале. Идеально сохранившиеся машины получают
"5" и выставляются на продажу по соответственно высокой цене. Машины с
недостатками (после небольшого ремонта, с царапинами и более серьезными
"косяками", как говорят на Дальнем Востоке) оцениваются на "единицу",
"двойку" и отдаются буквально за копейки. Казалось бы, нетрудно
догадаться, что купит экономный моряк из России на перепродажу своим
непритязательным согражданам.
Тем не менее в каждом конкретном случае можно лишь догадываться, какую
оценку машина получила перед продажей в Японии. Документы об этом почти
никогда не доходят до глаз нового владельца у нас в стране. Многолетний
же опыт эксплуатации прибывающих в Россию из Японии подержанных авто
только подтверждает их действительно высокое качество. Поэтому говорить
о поголовной "помоечности" машины с правым рулем - неверно. Ведь если уж
эти "помойки" дают огромную фору всем новым отечественным машинам, то
что говорить о их ещё лучше сохранившихся собратьях, получивших от
японских оценщиков "3", "4", "5"?
Правда ли, что эксплуатация "праворульных машин" в России запрещена?
Нет, это не так. Законодательных указаний об этом не было, нет и не
будет. Хотя бы потому, что в добром десятке субъектов Федерации
праворульные машины составляют больше половины регистрируемых машин, а
кое-где - и большую часть всего автомобильного парка. Как шутят в народе
- "если запретят правый руль, на следующий день получат независимую
Дальневосточную Республику".
Источником слухов о возможном запрещении эксплуатации "праворульных"
машин в России служит появившаяся в околоправительственных кругах в
1996-97 годах чья-то неразумная инициатива, которая, к счастью, так и не
получила никакого реального воплощения.
В пору же выборов, а, значит, и повышенного "внимания" к нуждам народа,
вероятность введения подобной непопулярной меры однозначно равна нулю.
О том, как самостоятельно купить подержанный автомобиль с рук, на что
обратить внимание при покупке, о технических и юридических тонкостях,
читайте
здесь.
|